Меня зовут Ирен, на улицах я подписываюсь как Энери (имя наоборот), рисовать на улицах я начала в 2013 году, оставляя тэги, бомбы и пишасао (Pixo или pixação — это движение, зародившееся в Сан-Паулу (Бразилия) в 80-х годах, которое использует в основном черный цвет, агрессивный простой шрифт, который противоречит классической эстетике граффити, эти надписи делают на большой высоте нелегально.)
Как ты начала заниматься пишасао?
Я начала с вандализма, была за контркультуру и получала удовольствие от знакомства с городом. Мне также нравится ощущать присутствие в городе тех, кто оставляет в нем рисунки и надписи посредством тэгов и граффити.
Раньше я работала официанткой и стажировалась на художественных выставках, пока училась, планировала стать учителем по рисованию, но из-за пандемии я не смогла работать, и в итоге я погрузилась в мир пишасао и альпинизма. С тех пор я начала заниматься искусством через эстетику пишасао таким образом поднимая темы деколонизации, феминизма, ограничений самовыражения в дополнение к изучению пашасао-движения как движения социального, культурного и протестного.
Я уже выставлялась в некоторых местах, таких как: Museu da Lingua Portuguesa (Сан-Паулу), Museu da República (Бразилиа), Palais de Tokyo (Париж), Музей граффити (Майами), Галерея Mirus (Лос-Анджелес), Palais Immersif (Париж) и так далее. Я также участвовал в фестивале All Caps в Роттердаме, рисуя в одиночку три стороны пятиэтажного здания, используя веревку.
Что тебе нравится в рисовании на улице? Когда впервые это сделала и почему?
На улице, когда я что-то делаю нелегально, я обычно пишу свое имя, потому что это быстрее и я легко могу его воспроизвести как двумя руками, так и в перевернутом виде. Мне нравится составлять несколько предложений в зависимости от контекста места и времени.
В муралах (согласованные росписи) мне нравится анализировать место и писать что-то, что вызывает размышления или протест, в странах «третьего мира» мне нравится писать фразы, которые передают чувство собственного достоинства и принадлежность.
Сложно ли согласовывать стрит-арт в твоем городе/стране?
Сделать большие рисунки нелегально на окраине очень легко, и люди реагируют невероятно тепло. Получить оплату за муралы очень сложно, особенно для тех, кто работает с эстетикой пишасао. Это бразильская эстетика, но она все еще страдает от множества предубеждений со стороны самого населения, поскольку это стиль, который доминирует в городе, нелегален, ведь его суть предполагает правонарушение.
Почему тебе нравится писать на стенах сейчас?
Это уже часть меня, моего образа жизни и того, как я воспринимаю город. Я делаю это, потому что просто не знаю, кем бы я была, если бы не делала этого. Мне нравится иметь возможность выражать себя, знакомиться с разными местами и городами и встречать единомышленников в разных местах.
Это твоя основная деятельность или ты совмещаешь обычную жизнь (может быть, офис) с граффити?
Многие годы я совмещала это с обычной жизнью, сегодня это стало моим основным занятием.
Боишься ли ты, когда пишешь на высоте?
Мне всегда нравилось лазить, я начинала с более простых мест и постепенно увеличивала сложность, так как чувствовала себя более уверенно, но головокружение от высоты всегда присутствует.
Тебя всегда кто-нибудь снимает на видео, кто этот человек?
Не обязательно всегда, но я замужем за райтером (делает пишасао) уже 4 года, мы познакомились через движение, начали вместе рисовать и никогда не расставались, обычно один записывает действия другого, когда мы делаем это вместе или, когда я выхожу одна, обычно оставляю свой телефон где-нибудь спрятанным, чтобы камера снимала, но не все действия записываются.
Как твоя семья, друзья и партнер относятся к тому, что ты делаешь?
В моей семье это было причиной нескольких ссор и даже закончилось тем, что я ушла из дома. После того, как я начала выставляться в некоторых более известных заведениях и путешествовать из-за того, чем я занимаюсь, они начали понимать и относиться к этому с пониманием. Понятно, их беспокоит вопрос карьерного роста.
Моим друзьям нравится то, что я делаю, многие, кто этого не делает, подписались на меня и делятся этим.
Мой партнер, будучи частью движения, разделяет ту же страсть, что и я, поэтому мы всегда подбадриваем друг друга, занимаемся ли мы вместе, индивидуально или даже с другими людьми.
Сталкивались ли вы с сексизмом со стороны граффитистов?
Я вижу, что некоторые из них расстраиваются, потому что женщины слишком заметны, но это связано с тем, что мы меньшинство, и с тем фактом, что все люди думают, что у нас меньше физической силы, чем у мужчин. Так что это становится чем-то «шокирующим», и это разрывает глубоко укоренившиеся стереотипы точно так же, как то, как это случилось со мной, когда я узнала, что некоторые женщины лазят на здания. Это открыло несколько дверей и возможностей в моем собственном сознании. Но я, честно говоря, не верю, что наш путь легче, даже при большем внимании, ведь вместе с этим приходят различные формы притеснения, осуждения как со стороны людей внутри движения, так и вне его.
Сталкивались ли вы с сексизмом со стороны граждан?
Я также несколько раз сталкивалась с сексизмом со стороны полиции. Как будто это поведение, которое ожидается от мужчин, и мы, женщины, не можем быть в этой роли, потому что роль, которую общество нам отводит, другая...
Помнишь самый опасный момент?
Я пережила несколько опасных ситуаций, побег от полиции и страх ожидания, поймают тебя или нет, избиение полицией и частными охранниками, меня это очень злило... Я падала с крыши старой церкви, которая сломалась, когда я убегала, высота была очень большая. Из-за этого я до сих пор с большим страхом и осторожностью хожу по крышам... помимо того, что мне несколько раз угрожали ордером на арест в юридических разбирательства.
Важно ли для тебя вдохновлять других девушек не бояться рисовать граффити?
Я думаю, что важно вдохновлять женщин продолжать бунтовать, но страх реален, его необходимо обсуждать и предупреждать, и это места деятельность станет безопасной для нас только когда больше женщин будут делать это, когда больше женщин будут занимать улицы.
Можешь назвать нескольких талантливых коллег?
Пиксадоры (от слова пишасао), которыми я очень восхищаюсь: Nixs, Lala, Injha, Phavela Gabs, Ant, Kel, Sagi, Nina Xabru, Bubu, Lady gzp, Nikita, Jas. Граффити-художники/муралисты: MimuraRodriguez, Pri Barbosa, Jake, Carol Calor, Tefa, Rosas Carla, Caótica, Venus, Crica Monteiro, Afolego, Auá Mendes.
(Есть конечно еще много граффити-художников, граффити-художников, но это те, кого я сейчас помню).