Откуда появилось название?
Мы выбрали название Medianeras (стены, разделяющие здания), потому что в архитектуре "medianeras" — это общие стены, которые разделяют пространства, но одновременно соединяют их. В отличие от обычных стен, которые часто разделяют и изолируют, medianeras по своей сути — это пространства для коллаборации, совместно используемые соседями. Мы верим, что искусство в общественном пространстве — это инструмент, который не только украшает города, но и ставит под вопрос и переосмысляет концепцию коллективного, того, что принадлежит всем.
Этот концепт глубоко резонирует с нами, так как он отражает нашу веру в силу искусства, которое может соединять людей в общих городских пространствах. Стрит-арт, особенно на таких стенах, имеет потенциал трансформировать как ландшафт, так и отношение людей к общественным пространствам. Рисуя на medianeras, мы создаем что-то, что принадлежит не только нам как художникам, но и всем вокруг. Таким образом, Medianeras воплощает наше видение искусства как средства для обмена, соединения и превращения функциональных границ в места взаимодействия.
Как вы определяете вид своей уличной активности?
Мы можем определить нашу деятельность на улицах как настенная живопись, уличное искусство, паблик-арт, современный мурализм (contemporary muralism). Мы понимаем, что определение public art является всеобъемлющим и может относиться к любой деятельности, связанной с уличным искусством. В рамках городского среды мы занимаемся настенной живописью.
Вы предпочитаете рисовать нелегально или согласованно?
Мы предпочитаем делать это согласованно. Процесс легализации во многом зависит от места. Разговор с человеком, который решает покрасить свою стену, подразумевает определенное уважение, которое для нас важно при создании работы.
Как долго вы занимаетесь согласованием муралов? Тяжело ли это в вашей стране?
Мы родились в городе Росарио, который находится в 350 км от Буэнос-Айреса, столицы Арген-тины. Росарио – большой город, но он не полон граффити и фресок. Однако, их количество растёт. Когда мы начали проводить интервенции на улице 10 лет назад, мало кто занимался этим, для города это было что-то новое. Поэтому было очень легко договориться. Всегда было достаточно поговорить с соседом. В Аргентине с точки зрения легализации всё совсем иначе, чем в Европе. У нас никогда не было проблем с полицией, не было штрафов. Здесь есть проблемы посерьёзнее, например, голод. Или криминал. Вероятно, полиция занимается ими. По нашему опыту, фрески, в конечном итоге, изнашиваются со временем, редко кто-то другой их перекрашивает. В плане стен там есть, из чего выбирать. Но скоро это может изменится, так как художников становится больше.
Считаете ли вы, что cтрит-арт должен быть легальным?
Мы считаем, что ни один вид искусства не должен быть незаконным или влечь за собой наказание. Сам акт рисования может кого-то раздражать, но мы считаем, что он не причиняет никакого вреда. По нашему мнению, то, что заставляет вас рисовать на улице, имеет свои причины. Мы не думаем, что что-то становится искусством или нет в зависимости от легализации этого действия.
Что вам нравится в рисовании на улице? Когда вы сделали это впервые и почему?
Нам нравится сам факт создания искусства для всех. Есть определенная свобода в том, что можно вынести творчество с выставочных площадок и выставить на улице. То, что мы создаем, может быть истолковано по-разному. Мы – дуэт из двух женщин, каждая из нас начала работать самостоятельно около 10 лет назад. Ванесса начала делать мозаику на городских объектах. Анали в 18 лет написала свою первую фреску, а затем – серию муралов в городе. Мы обе начали в Росарио, Аргентина. Сошлись во мнении, что или – мы, или – никто. Это чувство необходимости и привело нас к созданию работ на улице. Так мы и познакомились, работая в общественных местах.
Какие идеи вы хотите выразить своим искусством?
При разработке эскиза мы принимаем во внимание пропорции стены, контекст, в котором будем создавать работу, и характеристики места. Однако, в целом, наши работы имеют общую идею. Нам нравится, что персонажи, которых мы изображаем, не имеют определенного пола, а скорее, отражают идею небинарной концепции. Нам нравится делать видимыми некоторые аспекты разнообразия, а также мы часто играем с созданием оптических иллюзий в чёрно-белых тонах.
Какая тема/идея доминирует в ваших работах?
Несмотря на то, что наши работы визуально различаются, преобладающая идея связана с разнообразием и представлением о том, что то, как мы видим, зависит от точки зрения. MEDIANERAS в переводе с испанского означает «боковые стены». В отличие от стен, которые несут ответственность только за разделение пространств, боковые стены являются общими для соседей. Нас интересует эта концепция, так как мы считаем, что паблик-арт, помимо того, что делает города более красивыми, претендует на идею общего места для всех людей.
Почему эта тема так интересна для вас?
Нас это волнует, потому что мы верим, что можем расширять горизонты.
Был ли какой-то забавный случай из вашей практики?
Однажды, в 2012 году, мы нарисовали двух целующихся женщин. Несколько дней спустя
у одной из девушек появились борода и усы. И они превратились в целующихся мужчину и женщину. Спустя несколько месяцев кто-то превратил эту пару в двух целующихся мужчин. Нам это кажется прекрасным примером возможных диалогов, которые происходят на улице через стены и стрит-арт.
Как ваша сексуальная ориентация влияет на ваш образ жизни и творчество?
Наша ориентация и ЛГБТК+ идентичность играют важную роль в том, как мы воспринимаем и создаем искусство, особенно используя технику анаморфозы, которая позволяет нам играть с восприятием и бросать вызов устоявшимся представлениям о гендере и пространстве. Эта техника, основанная на визуальных искажениях, когда изображения становятся понятными только под определенным углом, идеально подходит для передачи разнообразия и изменчивости гендера — тем, которые глубоко заложены в нашей работе.
Как лесбиянки-художницы и как дуэт, мы стремимся сделать каждый наш мурал интерактивным опытом, приглашением изменить точку зрения и взглянуть на мир иначе, так же, как это происходит при наблюдении анаморфозы. Персонажи и фигуры в наших работах отражают широкий спектр гендеров и выражений, олицетворяя идентичность, которая изменчива и бросает вызов нормам.
В конечном итоге, мы стремимся к тому, чтобы наши муралы стали местом для соединения, посвящением ЛГБТК+ сообществу и призывом воспринимать разнообразие как богатство. Через наше личное и общее понимание мы надеемся создать пространство, где каждая идентичность возможна и важна.
Трудно ли квир-людям в вашем городе/стране открыто говорить о своей сексуальности?
Нет, это несложно. Мы из Росарио, Аргентина, и сейчас живем в Барселоне, Испания — двух местах, где открыто выражать свою сексуальность и гендер является проблемой, так как обе эти общины очень открыты и инклюзивны. Эта атмосфера принятия и видимости очень ценна для нас и часто находит отражение в нашем творчестве, позволяя соединяться с различными взглядами без страха осуждения.
Считаете ли вы важным говорить об этом, и почему?
Мы считаем, что для тех, кто хочет говорить о сексуальности и гендере, важно чувствовать свободу это делать — это значимо для ощущения поддержки и понимания. Сейчас мы сами не испытываем потребности так открыто обсуждать эти темы, потому что они уже заложены в нашем искусстве. Наш фокус — это широкое и инклюзивное представление гендера, позволяющее искусству говорить об этих вопросах.
Через наши муралы мы создаем "отверстия" в пространствах, словно разрушая стены, которые нас разделяют. Мы показываем, что идентичность изменчива и определяется индивидуальной историей, культурой и восприятием каждого.
Вы сталкивались с негативом из-за своей ориентации или ее выражения через творчество?
Нет, за последние годы я не сталкивалась с прямой дискриминацией из-за моей сексуальной ориентации. Когда я совершила каминг-аут в 16 лет, это было сложно, потому что я тогда знала мало людей из ЛГБТК+ сообщества. Но с возрастом я обрела уверенность в себе, и это дало мне силу быть собой перед миром.
Какой совет вы можете дать квир-художникам, которые боятся выражать себя?
Идите в своем темпе и доверьтесь своей уникальной перспективе. Начните с того, чтобы творить для себя, а затем позвольте вашему творчеству расти. Со временем вы поймете, что самовыражение может быть освобождающим и целительным. Окружите себя людьми, которые вас понимают и поддерживают, и помните: ваш голос важен; ваша история может вдохновить других.