Статья о женщинах в уличном искусстве и граффити
С какими трудностями сталкиваются и почему их меньше?
Аннотация:
Статья показывает результаты исследования гендерного неравенства в стрит-арте и граффити, основываясь на результатах опроса 50 художниц из нескольких стран и анализе источников литературы. Целью исследования явилось выявление предпосылок количественного разрыва между мужчинами и женщинами в граффити и стрит-арте, также проблем и стереотипов, с которыми сталкиваются девушки в своей практике. Главным интересом, послужившим стимулом для данного исследования, стало желание выяснить, почему мы наблюдаем в граффити и стрит-арт сообществах девушек меньше, чем парней.

АКТУАЛЬНОСТЬ
Как правило, граффити, стрит-арт и мурализм (легальная роспись стен) считаются преимущественно мужскими видами деятельности. Девушки, действительно, намного реже занимаются уличным искусством, это видно по участникам стрит-арт фестивалей, где больше половины участников — это мужчины, и по выставкам художников уличной волны (например, «Части стен»). Может сложиться представление, что женщины почти не рисуют в городе, но это уже давно не так. Все больше женщин начинает рисовать на городских стенах и «бомбить» их, отстаивая свое право на самовыражение и разрушая стереотипы о женской хрупкости.
Граффитчицы своей активностью способны доказать, что граффити — не только для парней. Так, традиционно мужское занятие, которое является способом захвата и присвоения пространства, становится нормальным и для женщины, которая хочет отстоять своё место на улице и в граффити-сообществе. А феминные образы и женские ники на улицах напоминают о женском присутствии и праве голоса.
Некоторые женщины привносят что-то новое в стрит-арт, например, материалы (керамика, вышивка), темы (феминизм, сочувствие, сексуальность), образы и форматы, многие из которых можно назвать традиционно «женскими». Таким образом, женщины могут осваивать маскулинный город и делать его более комфортным для себя.
Небольшое количество успешных женщин в мире искусства можно объяснить несколькими причинами: неуверенностью в себе, сформированной под влиянием патриархального общества и сконцентрированностью на быте и семье, либо закрытостью арт-мира, самыми влиятельными представителями которого являются мужчины. О женской самоцензуре и женской неуверенности в своих силах пишет американский историк искусства Линда Нохлин в своей статье «Почему не было великих художниц?».
В культуре граффити количественный разрыв также прослеживался с самого начала. Граффити субкультура сформировалась во второй половине 1960-х годов. Начало тегингу (написанию своего ника или имени граффити-команды) положили мексиканские бандитские группировки, которые привезли в Америку практику чало-райтинга (аналогично с теггингом) еще в 20-30 годах 20 века. Интересно, что граффити-команды существовали по схожим с бандитскими группировками принципам. Сохранялись принцип конкуренции и борьбы за территорию, иерархичность и даже своеобразный процесс инициации при вступлении в команду. Члены как бандитских, так и граффити-команд состояли только из мужчин.
В Америке, где зарождалась культура граффити, особенно сильны были гендерные стереотипы, только в 1960-е годы стало заметным феминистическое движение второй волны, которое боролось за право женщины на самоопределение (равные права на поступление в вузы и выборе профессии). Это не могло не влиять на все сферы общественной жизни.
В 1970-х годах становятся известны девушки, которые активно тэгали в Нью-Йорке. Это были Еvа 62 и Barbara 62, именно их имена остались в истории. А первой граффитчицей, которой удалось поменять представление о том, что граффити — не для девчонок, была Lady Pink, которая начала делать «куски» на поездах, что считалось самым опасным и сложным в граффити-культуре. Однако в своих интервью Pink делилась, что её не хотели брать с собой, потому что боялись, что она не справится, что ей будет тяжело перелезать через заборы с краской. Об этом она делится в интервью 2006 г.
В 1980-х годах получает известность и первая стрит-арт художница — Miss Tic из Франции. Все ее работы были посвящены женским личным переживаниям. С 1990-х годов стал наблюдаться заметный рост числа девушек в граффити и стрит-арте по всему миру (Waks, Miss Van), это был естественный процесс, связанный в том числе с происходящей эмансипацией и растущим влиянием феминизма.
До сих пор количество рисующих на улице девушек только растет, об этом свидетельствуют фестивали и наши личные наблюдения. Например, в фестивале по росписи фасадов Urbanmorfoginesis в 2022 году в Солнечногорске участвовало только 2 художницы, а в 2023 г. в Железнодорожном — уже 5 (среди 23 участников), не считая помогающих волонтерок. В Стенографии в 2023 году участвовало 9 художниц из 19 участников, но не все из них занимаются стрит-артом на постоянной основе. Интересная динамика прослеживалась в процессе опроса: почти все опрашиваемые девушки, независимо от их страны, ответили, что начинали заниматься стрит-артом/граффити в 2010-х годах. Таким образом, исторический фактор, действительно, оказал влияние на меньшее количество женщин, по сравнению с мужчинами, в стрит-арте и граффити сегодня.

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И СЕКСИЗМ
Из исторических предпосылок логически вытекает вопрос влияния гендерных стереотипов на женщину. Речь идет о патриархальном представлении женщины как хранительнице очага, идеальной хозяйке и матери. Мать ухаживает за членами семьи, жертвуя своими интересами, а хозяйка — соблюдает чистоту и порядок дома, ждет мужа с работы. Такой образ насаждался женщинам вплоть до конца 20 века. Известно немало случаев, когда из-за такой модели поведения женщины-художницы остались в тени своих мужей-художников, концентрируясь на том, чтобы помочь им реализовать их карьеру, например, Ли Краснер — жена Д. Поллока. Нам было интересно узнать, насколько актуальны гендерные стереотипы в обществе относительно женщины в граффити. Было опрошено 50 респондентов: «Почему девушки реже занимаются граффити/стрит-артом/мурализмом, чем парни?». Полученные ответы можно условно свести к таким тезисам:
— Девушки не хотят заниматься граффити/стрит-артом/росписью фасадов, потому что это физически тяжело, женщины слабее и менее выносливы, чем мужчины.
— Девушки реже начинают заниматься граффити/стрит-артом, так как это опасно, а женщины не любят опасность.
— Девушки больше сосредоточены на поиске партнера и создании семьи, чем на профессиональном росте.

Интересным фактором оказалось то, что сами девушки в более, чем половине случаев, так же отвечали про других женщин. Что указывает на распространение внутреннего сексизма (когда люди применяют гендерные стереотипы по отношению к своему полу.)
Такие ответы показали, что представления о женщине как о слабом поле и «хранительнице очага» все еще сильны в обществе.
Проводя опрос художниц, мы пытались понять, насколько гендерные стереотипы, безопасность среды и отношение граффитчиков-мужчин действительно влияют на их деятельность.
Были взяты интервью у 50 девушек, рисующих на улице. Большая часть из них — из России, остальные — из других стран (Мексика, Испания, Колумбия, Индонезия, Германия, США, Франция, Польша, Нидерланды, Чехия).
Такой опрос помог понять их реальную мотивацию, узнать, с какими внутренними и внешними барьерами сталкиваются девушки при рисовании на улице, и понять, актуальна ли проблема сексизма в граффити/стрит-арт сообществе и обществе в целом. Опрошенные девушки условно разделены на группы по направлениям, поскольку в каждой уличной практике есть своя специфика.
Опрошенные девушки довольно охотно отвечали на все вопросы о своём творчестве, кроме тех, которые связаны с сексизмом. Замечено, что некоторые боятся поднимать эту тему открыто, опасаясь, что граффити/стрит-арт сообщество некорректно отнесется к их «жалобам», и таким образом будет испорчена их репутация. Именно в ответах на последний вопрос обнаружено, что женщины часто с предубеждением относятся к другим женщинам и самим себе. Довольно часто высказывалось мнение о том, что для девушек это неестественно, что они не любят грязный труд, носить тяжелые банки с краской, ходить в заброшенные места и рисковать. Мы называем это внутренний сексизм.
Несколько художниц с детьми отметили, что уличное рисование отнимает много их времени и они не могут позволить себе рисовать так много, как они бы хотели, и рисковать своей безопасностью, так как на них лежит ответственность за детей. Несколько девушек высказали мнение о том, что больше всего влияет воспитание, в течение которого девочкам навязывается жертвенное поведение и предъявляются завышенные ожидания к их внешнему виду и навыкам в быту, что мешает добиваться успехов в профессиональной сфере. Была и версия о том, что граффити-культура очень «фалоцентричная», то есть ориентирована на то, чтобы соревноваться и проявлять агрессию, что отталкивает многих девушек.
Часть граффитчиц из Германии, Америки и Чехии говорили о том, что сталкивались со случаями вопиющего сексизма, который не каждая девушка захочет терпеть. Несколько респонденток говорили, что им приписывали «желание спать с граффитчиками» и этим обосновывали их желание рисовать с ними, некоторые сталкивались с домогательством в словесной форме.
В ответах на вопрос о сексизме общества и тусовки наиболее частыми были ответы, что с сексизмом в граффити-тусовке в России девушки не сталкивались, скорее наоборот — с поддержкой. Однако мы узнали о некоторых проявлениях сексизма со стороны горожан и граффитчиков. Во-первых, многие сталкивались со снисходительным к себе отношением, которое они не решаются назвать сексизмом, поскольку это слово кажется слишком громким. Снисхождение обретает много форм: от предложения помочь донести краску/лестницу до нежелания брать в команду из-за меньшей опытности или слишком «женского» стиля. Некоторые девушки рассказывали, что их не забирали в полицию, в то время как забирали их сокомандников, или полицейские просто заигрывали с ними. Сексизм со стороны горожан ярче всего проявляется в недоверии к тому, что уличная работа, тем более большая фасадная роспись, выполнена женщиной. Почти все муралистки ответили, что хотя бы раз сталкивались с подобным недоверием. Еще часть девушек говорили о чувстве уязвимости при нахождении в городе в одиночку. Некоторые говорили, что их реалистичный стиль рисования называют скорее «мужским», также говорят про стиль рисования граффити wildstyle.

БЕЗОПАСНОСТЬ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Вплоть до 18 века в России считалось неприличным, чтобы женщина выходила на улицу без сопровождения. Например, только в 1718 году благодаря реформе Петра 1 женщины смогли участвовать в прообразе балов того времени, ассамблеях. До начала 19 века во многих европейских городах женщинам тоже нельзя было гулять без мужчины. Получается, что женщины редко выходили в город, ограничиваясь личным пространством (домом), где проходила большая часть их жизни, соответственно — город с точки зрения безопасности женщины не рассматривался. Отсюда много потенциально опасных для женщин мест в городе, плохо просматриваемых или просто тупиковых. По итогам исследований криминогенности среды было выявлено, что самыми опасными для женщин местами становятся малоосвещенные.
Может ли фактор риска являться более значимым для женщин, чем для мужчин? Статистика показывает, что женщины чаще подвергаются насилию в городе, как и насилию в принципе. Особенно в плохо освещенных районах. Если говорить о граффити и практике бомбинга, они часто предполагают работу на улице в темное время суток. Это не является проблемой при наличии у женщины мужской компании, однако необходимость поиска такой компании уже значительно усложняет процесс ночного рисования на улице и снижает вероятность того, что девушка начнёт заниматься этим сама.
По результатам опроса, 41 из 50 девушек отметили фактор опасности уличной среды как особо значимый. Получается, женщина чувствует себя на улице уязвимой, что, к сожалению, соответствует реальному положению дел, и по этой причине может реже выходить рисовать на улицу, либо никогда не начать этим заниматься.

ОТНОШЕНИЕ ГРАФФИТИ-СООБЩЕСТВА
Ещё один интересный аспект — это порог входа в граффити-субкультуру. Несколько раз высказывались опасения от девушек, которые хотели бы начать заниматься стрит-артом или граффити, что они уже сталкивались с неприятием граффити-тусовки, либо опасаются, что оно будет. При этом почти все опрошенные девушки из России говорили о том, что не испытывали агрессии по отношению к себе, когда начинали рисовать в компании граффитчиков. Более того, особенно дружелюбной считается именно граффити-тусовка, вопреки представлению о ее закрытости и агрессивности.
Однако, по моим наблюдениям, в России больше всего девушек, рисующих на улице, выбирают заниматься именно стрит-артом, а не граффити, оставаясь в стороне от граффити-сообщества. Девушки чаще приходят к стрит-арту в период или после получения художественного образования, в отличие от парней, многие из которых пробуют заниматься граффити еще в подростковом возрасте, и только потом часть из них приходит к стрит-арту.
Стрит-арт сложно назвать единой культурой, поскольку большинство представителей работают в одиночку, если не говорить о фестивальной практике. Нет общих признаков творчества разных стрит-арт художников, как и нет их организованной деятельности, за исключением примеров отдельных выставок и фестивалей. Девушки, занимающиеся стрит-артом, чаще всего начинали рисовать по собственной инициативе: либо с помогающим другом/подругой, либо начали заниматься уличным искусством после уже нескольких лет граффити-практики. В граффити довольно распространены случаи, когда девушка начинала заниматься граффити вслед за своим парнем-граффитчиком, а затем продолжала свой путь независимо от него. Также часть девушек сталкиваются с сексуальными намеками, а порой и домогательствами со стороны горожан и граффитчиков, о таких ситуациях я слышала от девушек из России и других стран, а иногда наблюдала такие ситуации сама.

ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР
Если рассматривать фактор физических различий мужчины и женщины, то стоит отметить, что действительно средняя женщина от природы имеет столько же физической силы, сколько мужчины. А агрессия, часто являющаяся стимулирующим фактором для граффити художников, для женщин табуирована в обществе, ее принято подавлять и осуждать, прививая ценности «хорошей девочки». Это на интуитивном уровне чувствует почти каждая женщина в России, испытывая стыд при любых нарушениях общепризнанных норм поведения на публике.
Заключение
В Заключении можно сказать, что женский опыт на улице несколько сложнее, в том числе, потому что необходимо искать себе надежного помощника мужского пола для обеспечения большей безопасности в городе. Также исследование показало, что одним из важным барьеров является женское представление о себе как более слабом уязвимом и неуверенном человеке. Навязанные патриархальным обществом стереотипы мешают женщинам проявляться и реализовываться профессионально. Но проект FEMSTREET демонстрирует много ярких и вдохновляющих примеров женщин, которые смогли стать собой и добиться больших результатов.




This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website