Помнишь ли ты свой первый стрит-арт?
Я хорошо помню свою первую работу, так как это было совсем недавно. Это был август 2020 года, ковид всё ещё был актуален, но, к счастью, в маленьком городе, где я живу, ограничения были не такими строгими, и нам разрешили заниматься рисованием на улице. Мой студийный товарищ, который уже давно занимался граффити, убедил меня попробовать заняться уличным искусством, поэтому мы решили сделать совместную работу, так как я боялась делать свою первую стену в одиночку. Мне было очень интересно научиться работать с баллончиками, но я также очень боялась, поэтому решила начать с того, что уже умела, и использовала краску и кисти. Я нарисовала курицу от руки и осталась довольна результатом для первого раза. Стена получилась немного хаотичной, так как наши стили с моим коллегой совершенно разные (он занимается геометрическим искусством), но она до сих пор существует и занимает особое место в моем сердце, ведь это была моя первая попытка уличного искусства.
Как люди в Канаде и Сербии относятся к уличному искусству и граффити? Трудно ли договариваться? Можешь сравнить с другими странами?
К сожалению, так как я начала заниматься уличным искусством довольно поздно (мне было около 24 лет), я не могу говорить о канадской сцене уличного искусства. Я начала свою карьеру в Сербии, и с тех пор не возвращалась в Канаду. Думаю, в Сербии люди постепенно привыкают к уличному искусству, так как в многих городах проходят фестивали уличного искусства, и уже не удивительно увидеть муралы где угодно. В Чачаке я являюсь частью команды фестиваля DUK, который существует с 2015 года и организовал создание более 120 муралов в нашем городе. Через наш фестиваль я слышала разные комментарии от местных жителей, иногда негативные, но чаще положительные. Люди начали лучше понимать уличное искусство и формировать собственные предпочтения о том, что им нравится видеть на стенах. В прошлом жители были против росписи фасадов, но сейчас они обычно не против, хотя у них появились предпочтения к тому, что именно будет нарисовано. Я считаю, что уличное искусство в нашем городе инициировало множество обсуждений. Даже негативные обсуждения — это успех, так как хотя бы возникает диалог. Однако, я думаю, в Сербии ещё нужно работать над разнообразием уличного искусства. Очень сложно получить разрешение на рисование чего-то, что может вызвать противоречивые эмоции. В большинстве случаев это должно быть что-то "безопасное" для публики, без активизма и значимых посланий, которые могут задеть чьи-то чувства. В Сербии уличное искусство не рискованное. Хотя оно высокого качества, в других странах Европы можно встретить более провокационные работы, чего у нас не увидишь. Мы всё ещё консервативны в отношении некоторых видов искусства.
Рисуешь ли ты иногда нелегально?
Так как я начала рисовать довольно поздно, я сразу же перешла к муралам, пропустив этап граффити. Хотя это не обязательный шаг, я уважаю граффити-художников и муралистов с граффити-бэкграундом, это отражается на финальных работах. Я сделала лишь несколько нелегальных работ, так что на данный момент короткий ответ: нет. Но мне бы хотелось попробовать, ха-ха.
Какие темы для тебя актуальны? Стараешься ли ты передать какое-то сообщение через своё искусство?
Я стараюсь передавать положительные эмоции в своих работах, чтобы вызвать позитивную реакцию у зрителей. Я не сильно зацикливаюсь на концептуальной стороне моего искусства, так как не задумываюсь об этом на таком глубоком уровне. Для меня важнее техника. Все мои любимые художники техничны, даже если их работы не обладают сильной концепцией. Я считаю, что искусство может существовать только ради эстетики. Моя цель — продолжать улучшать свою технику и довести её до высокого уровня. Я не слишком беспокоюсь о том, что значит моё искусство. С другой стороны, моё искусство — это я. Оно визуально представляет то, кем я являюсь, как я себя чувствую, что я излучаю. Когда люди проводят время со мной, я хочу, чтобы им было хорошо, и так же хочу, чтобы они чувствовали себя, глядя на мои работы. Для меня важнее чувство, чем сообщение.
Попадала ли ты в опасные ситуации во время работы?
Если ты спрашиваешь о рисовании нелегально, то нет, я рисую нелегально недостаточно часто, чтобы сталкиваться с опасностями.
Сталкивалась ли ты с сексизмом?
К сожалению, сексизм — это неизбежная часть жизни, если ты женщина и уличный художник в Сербии. Таких, как я, не много, но уверена, что каждая сталкивалась с подобными ситуациями. Это очень унизительно, когда ты зарабатываешь на жизнь росписью стен, а клиент разговаривает только с твоим коллегой-мужчиной, даже если ты та, кто договорилась о работе по телефону и организовала всё. Гадкие комментарии во время работы — обычное дело. Почему-то, когда мужчины видят женщину, рисующую, идущую по своим делам, у них в голове что-то переключается, и они начинают задавать самые странные вопросы или говорить вещи, которые они никогда бы не сказали в других обстоятельствах. Видимо, женщина уличный художник для них кажется "экзотикой", и они думают, что могут позволить себе вести себя неадекватно? Я не могу это объяснить. Если ты хочешь зарабатывать на жизнь росписью стен в Сербии, тебе просто нельзя быть мягкой. Нужно уметь постоять за себя, иначе тебя просто сотрет. К сожалению, этому учишься только после того, как тебя несколько раз сшибут с ног.
Почему, на твой взгляд, в граффити и уличном искусстве меньше девушек, чем парней?
Я думаю, это связано с историей. Со временем женщины начали заниматься тем, что раньше считалось исключительно мужским делом, так как традиционная роль женщины трансформировалась в современную, которая может выходить за пределы дома. Но это было не так давно, и для достижения реального равенства нужно больше времени. Женщины буквально должны "разучиться" тому, чему их учили с детства, прежде чем они смогут действительно выбирать, чего они хотят. Молодых девушек учат, что улицы небезопасны и что вести себя определенным образом — это не "по-женски". Нас буквально учат, что мы непривлекательны, если не маленькие, слабые и нуждающиеся в "спасении". Чтобы быть частью уличного искусства, нужно уметь постоять за себя. Думаю, воспитание многих девушек отговаривает их от того, чтобы исследовать мир уличного искусства. Мужчины могут делать, что хотят, не задумываясь о последствиях, а значит, их в этой сфере больше.