Предпочитаешь ли ты рисовать нелегально или согласовывать?
Я была бы рада рисовать легально и не стрессовать на тему вопросов в духе «кто вам разрешил?». Но это редко получается. У нас нет людей, которые могут тебе разрешить, то есть согласовать это невозможно. А если тебе разрешили, то обычно задана тема, и даже если это широкая тема, типа «музыка», «спорт», «литература», «у нас тут детский садик рядом», вписаться в неё – это уже серьезные ограничения. Иногда бывает, что всё сложилось – и краску дали, и тема свободная, и место хорошее со зрителями – но такое складывается крайне редко. Почти всё, что я нарисовала, сделано нелегально.
Почему тебе нравится рисовать на улице?
Чем скрипача привлекает скрипка, и почему именно этот инструмент, а не барабаны? Чем балерину привлёк балет? Вот этим же самым меня привлёк и стрит-арт. Раньше я была стрит-арт хантером, фоткала все классные уличные работы, строила свои маршруты в путешествиях вокруг стрит-арта. Однажды поняла, что никто мне никогда не разрешит и благоприятных обстоятельств не наступит. У меня не было ни одного друга среди уличных художников, я написала незнакомому человеку, узнала, где и какие купить баллоны и пошла пробовать. Рисовала на обратной стороне строи-тельного забора, чтобы никто не видел этот позор. С тех пор не останавливаюсь.
Как думаешь, стрит-арт должен быть нелегальным по определению?
У меня нет никаких предрассудков на тему легаль-ности. Если однажды закон найдет возможность давать художникам стены под свободное творче-ство, я буду этим пользоваться.
Но есть своё очарование в том, что стрит-арт жи-вёт не вечно, и никогда нельзя знать, сколько ему отведено. Совсем как у людей!
Стараешься ли ты донести какой-то месседж?
Ненавижу месседжи, хаха. Я – не концептуальный художник, я из тех консерваторов, которые любят, когда красиво. Есть художники, которые реагируют на инфоповоды, рефлексируют на актуальные события – мне это всё не интересно. Во-первых, ничто так быстро не устаревает, как новости. Во-вторых, я из тех, кто выбрал визуальный язык как раз потому, что не умею выразить словами. Это другая область мышления, когда ты передаешь ощущение через композицию и цвет. Не через идею. А если зрителю очень нужно понять, что хотел сказать автор – пусть думает, иногда я слышу очень интересные трактовки своих работ!
Что тебе важно в работе?
В работе мне принципиально важно качество. Ужасно не люблю, когда делаешь эскиз впопыхах и в итоге получается посредственный результат.
Можешь ли ты зарабатывать своим творчеством себе на жизнь? Как произошёл твой первый коммерческий заказ?
И да и нет. Почти сразу, как только я начала выкладывать в интернет свои стены, я начала получать заказы в этой области. И периодически они приносят ощутимые деньги. Но запрос не на свободное творчество – все эти коммерческие работы я не могу положить в своё портфолио. В идеале каждый художник может прийти к тому, что будут заказывать именно его самого, его стиль.
Но пока что в основном это происходит по схеме «Нам так нравятся ваши картинки – распишете нам стену?
Рисуйте что угодно, мы даже краску дадим» – и это потолок. И все соглашаются. С одной стороны, мы сами же демпингуем рынок, с другой – нам и правда нужны легальные стены под творчество. Так что да, я зарабатываю, но коммерция и творчество – пока не одно и то же.
Сталкивалась ли ты с сексизмом?
Ни разу не сталкивалась с таким. Наоборот, уличные художники-парни всегда помогают чем только могут.
Что посоветуешь девушкам, которые хотят рисовать на улице?
Не советую девушкам рисовать на улице! Шучу конечно, но стоит иметь ввиду, что это тяжелый физический труд. Я бы не смогла выйти на текущий уровень качества и размера без мужа, который таскает мою краску и лестницу, собирает мне леса, делает все малярные работы, подает баллоны и помогает отвечать на бесконечные вопросы прохожих. А также водит машину, в которой мы возим весь этот груз.